Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ, страница: 13 из 14

АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Многие материалы теряют свою прочность при высоких температурах, которые возникают в сверхзвуковом полете. Поэтому для аэрокосмических летательных аппаратов особый интерес представляют легкие жаропрочные материалы. До конца 1950-х годов основными авиационными материалами для летательных аппаратов, движущихся с числами Маха не больше двух (число Маха - это отношение скорости полета к скорости звука), были алюминиевые сплавы и стали. Титан стал экономически доступен в начале 1960-х годов, и его сплавы использовали в конструкциях летательных аппаратов с числом Маха до 3. 
Созданы металлические суперсплавы и порошковые материалы, получаемые спеканием порошков карбида кремния или лития с алюминием или титаном. Созданы также композиционные материалы, в которых пластиковая (полимерная) основа армируется стеклянными, кевларовыми или углеродистыми нитями. Композиционные материалы широко используются в самолетостроении и космической технике из-за их хороших весовых и механических характеристик, позволяющих создать легкие и прочные конструкции, работающие и при повышенных температурах.

АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
Транспортные самолеты и истребители. Типичная компоновка современного транспортного самолета состоит из усиленного монококового фюзеляжа с двухлонжеронными крыльями и двухлонжеронными элементами хвостового оперения. В конструкциях самолетов используются в основном алюминиевые сплавы, однако для отдельных элементов конструкции применяются и другие материалы. Так, сильно нагруженные корневые части крыла могут быть изготовлены из титанового сплава, а рулевые поверхности - из композиционного материала с полиамидными или стеклянными нитями. В хвостовом оперении некоторых самолетов применяют графито-эпоксидные материалы. 
В конструкции современного самолета-истребителя воплощены самые последние достижения в области авиастроения. На рис. 16 показана конструкция типичного самолета-истребителя с многолонжеронным треугольным крылом и усиленным монококовым фюзеляжем. Отдельные элементы крыла и хвостового оперения этого самолета выполнены из композиционных материалов.


Рис. 16. F-15С "ИГЛ" фирмы "Макдоннелл - Дуглас" - истребитель, состоящий на вооружении ВВС США и их союзников. Имеет два форсированных турбореактивных двухконтурных двигателя фирмы "Пратт - Уитни" и развивает максимальную скорость, соответствующую М = 2,5. Его вооружение состоит из пушки калибра 20 мм, управляемых ракет класса "воздух - воздух" и неуправляемых авиационных ракет. Дальность полета с использованием подвесных топливных баков 5470 км. 1 - стеклопластиковый обтекатель антенны радиолокационной станции; 2 - доплеровская радиолокационная станция; 3 - радиоантенна и антенна радиолокационной станции; 4 - переборки; 5 - отсек радиоэлектронной аппаратуры; 6 - приемник указателя скорости; 7 - фонарь кабины летчика; 8 - лобовое стекло; 9 - кресло пилота; 10 - пилотажно-проекционный индикатор; 11 - приборная доска; 12 - ручка управления; 13 - педали руля направления; 14 - боковой пульт управления; 15 - бортовые огни; 16 - нижние отсеки оборудования; 17 - средства противоэлектронной защиты; 18 - подъемник фонаря кабины; 19 - кондиционер; 20 - шасси; 21 - воздухозаборник двигателя; 22 - гидроусилители; 23 - пушка "Вулкан" калибра 20 мм и боезапас; 24 - управляемая ракета "Спэрроу" класса "воздух - воздух"; 25 - воздушный тормоз; 26 - топливные баки; 27 - канал воздухозаборника; 28 - штуцер системы дозаправки топливом в воздухе; 29 - система трубопроводов подачи топлива; 30 - обтекатели; 31 - элероны; 32 - закрылки; 33 - лонжероны; 34 - штыревые соединения; 35 - нервюры крыла; 36 - панели обшивки крыла со стрингерами; 37 - сотовые конструкции; 38 - посадочный крюк для захвата троса аэрофинишера; 39 - отсеки оборудования воздушной системы; 40 - турбореактивные двухконтурные двигатели; 41 - компрессор; 42 - вспомогательная силовая установка (стартер); 43 - коробка передач; 44 - рамы крепления двигателей; 45 - форсажная камера сгорания; 46 - отсек двигателя с кольцевыми шпангоутами и стрингерами из титана; 47 - титановая обшивка; 48 - сопла форсажной камеры; 49 - узел крепления стабилизатора; 50 - бороволоконные панели обшивки; 51 - пилон для подвески груза в консольной части крыла; 52 - пилон для подвески груза в корневой части крыла; 53 - бомбодержатель; 54 - бомбы; 55 - ракета "Сайдуиндер" класса "воздух - воздух"; 56 - подвесной топливный бак.