Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

“БУРЯ” И “БУРАН”, или ПОЧЕМУ НЕ ПРОИЗОШЛИ ПОГОДНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ.

Об этом долго было известно только узкому кругу специалистов и военных, которые сорок лет назад волею судеб оказались причастными к разработке носителей ядерного оружия. В СССР, а затем и в России об этом молчали, а публикации в иностранной печати часто изобиловали больше домыслами и слухами, чем фактами. Только в 1992 году на московской научной конференции, посвященной Международному году космоса, впервые прозвучали эти названия “Буря” и “Буран” (Чтобы не спутать с советским кораблем многоразового использования, который также получил название “Буран”, я буду называть “Буран” 50-х - первым, а “Буран” 80-х - вторым). За прошедшие пять лет о них писали немало, но большей частью это.

Некоторые пытаются поэтизировать эти проекты, представляя их альтернативой другим, в конце концов созданным, носителям, и осуждая тех, кто не позволил довести работу над “Бурей” и “Бураном” до завершения. Другие, наоборот, считают, что эти разработки не заслуживают того, чтобы на них обращать много внимания.

Давайте попытаемся подойти непредвзято ко всему этому. Забывать нельзя, так как это частица нашей истории. Навязывать свои оценки не хочется, так как оценить события тех лет могут только их непосредственные участники. Поэтому давайте основное внимание уделим фактам, а что и как, пусть каждый имеет собственное мнение.

В 1954 году Совет Министров СССР принял постановление о разработке межконтинентальных носителей ядерного заряда. Вместе с межконтинентальной баллистической ракетой Р-7, разработка которой поручалась Сергею Павловичу Королеву, предусматривалась разработка еще двух ракет - носителей ядерного заряда: легкой крылатой ракеты “Буря” и тяжелой крылатой ракеты “Буран”. Разработка первой ракеты поручалась конструкторскому бюро Семена Алексеевича ЛАВОЧКИНА, а второй - конструкторскому бюро Владимира Михайловича МЯСИЩЕВА.

Но прежде чем рассказать о том, как шла работа над этими ракетами, давайте вернемся немного назад, в 1949 год.

Еще не была принята на вооружение ракета Р-1 с дальностью стрельбы 270 километров, еще только разрабатывалась техническая документация для ракеты Р-2 с дальностью стрельбы 600 километров, а Сергей Павлович КОРОЛЕВ уже представил на научно-технический совет НИИ-88 эскизный проект ракеты Р-3 с дальностью стрельбы 3000 километров. В пояснительной записке к проекту он писал, что одним из перспективных направлений в развитии ракет дальнего радиуса действия является разработка крылатых ракет.

Так впервые встал вопрос какой быть ракете: баллистической или крылатой ? По какому пути идти ? С одной стороны, можно было пойти по пути создания баллистических ракет. Это легче в плане создания систем управления полетом. С другой стороны, заманчивой казалась идея крылатой ракеты, которой Королев занимался еще в 30-е годы.

Но Королев не был бы Королевым, если бы, прежде чем принимать окончательное решение, не проанализировал бы оба варианта. Отмечу, что тогда вопрос о космосе еще не стоял. Главное было создать оружие, которое, если и не доставало до территории США, то, по крайне мере, могло поразить американские военные базы близ границ СССР.

Итак, два альтернативных варианта. Но главное надо решить с системой управления для крылатых ракет. Только разобравшись с ней можно было двигаться дальше. Коллеги по Совету Главных конструкторов Михаил Сергеевич РЯЗАНСКИЙ, Николай Алексеевич ПИЛЮГИН, Виктор Иванович КУЗНЕЦОВ брались за разработку управления баллистической ракетой и отговаривали Королева от идеи крылатой ракеты. Королева они не убедили и тот собрал у себя группу энтузиастов, которые взялись за исследование возможных схем крылатых ракет. Они полагали, что через какое-то время появятся предложения по системе управления и крылатая ракета станет реальностью.

В конце концов так и вышло. К работе подключился Борис Евсеевич ЧЕРТОК. Он предложил создать систему автоматической астронавигации для крылатой ракеты. Правда поставил перед Королевым условие, что он возьмется за систему, если Королев будет делать крылатую ракету. Наверное из-за этого разговора в планах Королева появилась строка ЭКР - Экспериментальная крылатая ракета, а в структуре королевского конструкторского бюро появилась лаборатория Израэля Мееровича ЛИСОВИЧА.