Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

“БУРЯ” И “БУРАН”, или ПОЧЕМУ НЕ ПРОИЗОШЛИ ПОГОДНЫЕ КАТАКЛИЗМЫ., страница: 3 из 4

Но вернемся в коллектив Королева.

Королев всячески активизировал проведение научно-исследовательской работы по теме “Комплексные исследования и определение основных летно-тактических характеристик крылатых составных ракет дальнего действия”. Чтобы приступить к созданию крылатой ракеты, необходимо было убедиться не только теоретически, но и практически в работоспособности системы астронавигации. Действующий макет системы был изготовлен и готов к установке на самолет к началу 1952 года.

Испытания проводились во второй половине 1952 года и первой половине 1953 года. Было совершено девять испытательных полетов самолета Ил-12 по маршруту Москва - Даугавпилс. Летные испытания подтвердили правильность выбранных решений. Не было ни одного отказа, ошибка в определении координат цели составила в максимуме 7 километров. По тем временам это были отличные показатели.

А перед Королевым снова встал вопрос выбора. И у баллистических, и у крылатых ракет были и свои преимущества, и свои недостатки. В коллективе Королева были сторонники обоих направлений, правда, “крылатиков” было меньшинство. Но на чем все же остановиться ?

И Королев делает выбор. Он будет делать баллистические ракеты. Но тот задел, который уже сделан по крылатым ракетам не должен пропасть и он готовит серьезный доклад, в котором предлагается составная двухступенчатая крылатая ракета с дальностью полета 8000 километров при стартовом весе около 90 - 120 тонн. Первая ступень имела мощный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), который при вертикальном старте забрасывал вторую ступень с боеголовкой на заданную высоту, где происходило разделение ступеней. Далее вторая крылатая ступень с помощью реактивного двигателя совершала горизонтальный полет и доставляла боеголовку к цели. Расчеты показывали, что при высоте порядка 20 километров требовалось, чтобы реактивный двигатель позволял развивать скорость до 3 Махов. Итак, Королев отказался от крылатых ракет, прекратил у себя все работы по этому направлению и передал все материалы вместе с лабораторией Лисовича в Министерство авиационной промышленности.

Теперь я возвращусь к тому, с чего начал. 1954-й год. Принято решение правительства, которое необходимо было выполнять. И в конструкторских бюро Лавочкина и Мясищева начинаются работы над “Бурей” и первым “Бураном”. Научным руководителем обоих этих проектов был назначен директор НИИ-1 академик, будущий президент Академии наук СССР Мстислав Всеволодович КЕЛДЫШ. Он входил в состав королевского Совета Главных конструкторов, прекрасно был знаком с результатами разработки экспериментальной крылатой ракеты, был наиболее информированным ученым по всем важнейшим научно-техническим проблемам, требовавшим решения при создании носителей ядерного оружия.

Главным конструктором крылатой ракеты “Буря” у Лавочкина был назначен Наум Семенович ЧЕРНЯКОВ. Составная ракета, как и предлагал Королев, имела первую ступень (две “боковушки”) на четырех ЖРД Р-11 конструкции Алексея Михайловича ИСАЕВА. Масса первой ступени составляла 54 тонны. Двигатели обеспечивали суммарную тягу 91,5 тонн. Диаметр ступени 1,6 метра, высота - 19,8 метра. Двигатели обеспечивали доставку конструкции на высоту 17500 метров, где происходило разделение первой и второй ступеней. Далее вторая ступень, собственно крылатая ракета, совершала горизонтальный полет. Ступень была оснащена сверхзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (СПВРД) РД-012У конструкции Михаила Макаровича БОНДАРЮКА. Вторая ступень имела массу 40,86 тонны. Двигатель обеспечивал тягу 7,75 тонны. Диаметр ступени 2,2 метра, высота - 19,1 метра. Система была рассчитана на дальность 8000 километров и на скорость горизонтального полета 3,1 Маха. Предполагалось, что при подходе к цели ракета совершит противозенитный маневр, поднимется на высоту 25 километров и оттуда резко спикирует на цель. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10 километров.

Техническая документация для “Бури” была завершена в 1957 году и вскоре было начато производство опытного экземпляра. Параллельно с ним была запущена серия ракет для проведения летных испытаний. Всего было изготовлено 19 ракет и все они были использованы во время летных испытаний. Первый полет “Бури” состоялся 1 сентября 1957 года. Ракета была запущена с полигона в Капустином Яре. И не просто взлетела, а полетела так как это было запланировано. Система астронавигации работала прекрасно. Однако, и первый полет и последующие, выявили много проблем, над которыми предстояло еще долго работать. Невозможно было определить конечную дальность и точность по цели. СПВРД работал нормально, но расход топлива значительно превосходил расчетный. Ни одна из ракет не достигла цели. Просто - напросто топливо кончалось раньше, чем ракета достигала района цели.