Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

"Энергия" - "Буран"

Создание многоразового орбитального пилотируемого корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия", относящейся к ракетам тяжелого класса, является выдающимся достижением отечественной науки и промышленности.

Орбитальный корабль "Буран" предназначен для проведения в космосе многоплановых операций с доставкой на околоземную орбиту до 30 т и возвращением на Землю до 20 т полезного груза.

Орбитальный корабль "Буран" — это корабль, который воплощает в себе новое направление в развитии отечественной космической техники, но вместе с тем является логическим продолжением предыдущих разработок с расширением выполняемых в полете задач и с совершенствованием самой техники.

От космических кораблей-предшественников его отличают многоразовость применения, новые возможности по выполнению транспортных задач и орбитальных операций, использование планирующего спуска в атмосфере и горизонтальной ("по-самолетному") посадки на аэродром, внедрение в конструкцию и системы новых технических идей и решений.

В настоящее время в мире разработаны два корабля многоразового применения с широкими возможностями в решении задач космических полетов: орбитальный корабль "Буран" и орбитальная ступень (корабль) американской системы "Спейс шаттл". Эти два корабля похожи по внешнему виду так же, как, например, некоторые однотипные самолеты, созданные в разных странах. Тем не менее орбитальный корабль "Буран" и многоразовая космическая система "Энергия"-"Буран" в целом имеют принципиальные и глубокие отличия от многоразовой транспортной космической системы "Спейс шаттл", главное из которых заключается в основах построения ракетно-космического комплекса. 
Если ракета-носитель "Энергия" является универсальной и позволяет выводить на орбиту как орбитальный корабль "Буран", так и вместо него другой груз (космический аппарат) массой до I05 т, то система "Спейс шаттл" может доставить в космос только свою орбитальную ступень с полезным грузом в грузовом отсеке. Для повышения грузоподъемности и придания этой системе универсальности требуется создание практически новой системы.

Проект орбитального корабля "Буран" предусматривает его многократное применение с необходимым обслуживанием между полетами. Такое решение было подготовлено ходом разработок и эксплуатацией предыдущих пилотируемых кораблей. На ранних этапах их создания в условиях жестких ограничений по массе со стороны ракет-носителей (4,7 т — "Восток", 6,8 т — "Союз") были необходимы простые рациональные решения с минимальными затратами массы, причем по задаче пуска и посадки основная цель состояла в возвращении на Землю экипажа. Со временем накапливался опыт космических полетов, развивались расчетно-теоретические исследования, совершенствовались системы и конструкции, улучшались материалы. 
Эти процессы привели к определенной совокупности результатов, которые к 1975 г. создали основу для перехода к разработке многоразовых систем. Примерно в это же время стала ясна тенденция расширения задач космических полетов, повышения числа пусков и, следовательно, увеличения потребного финансирования на космические программы. С учетом этих условий стала очевидной целесообразность перехода к системам многократного применения, основной смысл которых заключается в снижении затрат на эксплуатацию космической техники. Однако для реализации многоразовости необходимы дополнительные затраты при разработке и экспериментальной отработке системы. Чем больше масштабы проекта, предполагаемая частота и число пусков, тем больше выигрыш по сумме затрат от внедрения многоразовости. При этом, что само по себе важно, отпадает необходимость развития производственной базы для изготовления все новых и новых космических кораблей. 
Поэтому многоразовость применения орбитального корабля "Буран" была принята как одно из главных требований не ради идеи, а как обоснованное решение, учитывающее масштабы и стоимость разработки проекта, количество прогнозируемых полетов орбитального корабля, его уникальные характеристики и сложность, необходимость максимально возможного сокращения финансирования на программу в целом, наличие достаточного для реализации многоразового использования научно-технического задела и другие факторы.