Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

"Энергия" - "Буран", страница: 2 из 7

Главным качеством орбитального корабля "Буран", определяющим новизну представляемого им направления в разработке транспортных космических систем, является возможность проведения им разнообразных орбитальных операций, включая обслуживание и ремонт космических аппаратов на орбите, выведение крупных конструкций и их монтаж в космосе, снабжение, дооснащение и обслуживание орбитальных комплексов с доставкой на Землю необходимых грузов, выведение космических аппаратов на орбиту и их возвращение на Землю, а также выполнение исследований и экспериментов в автономных полетах. 
Эти виды космической деятельности обеспечиваются указанной выше проектной грузоподъемностью орбитального корабля, наличием отсека полезного груза и его оснащением, а также традиционными системами, позволяющими выполнять, например, такие важные функции, как сближение и стыковка с космическими аппаратами, и комплексом специальных систем и средств для работы с полезными грузами на орбите.

Указанные свойства орбитального корабля и его способность решать в одном полете задачи транспортирования одновременно экипажа и грузов как по линии "Земля — орбита", так и в обратном направлении коренным образом отличают его от предшествовавших космических транспортных средств. До появления орбитального корабля "Буран" транспортные операции по снабжению орбитальных станций могли выполняться только специализированными кораблями: пилотируемым космическим кораблем "Союз" (доставка и возвращение экипажа) и грузовым космическим кораблем "Прогресс" (доставка грузов) — при крайне ограниченной массе возвращаемого груза. 
Задачи дооснащения орбитальных станций решались с помощью модулей, которые доставляли оборудование, но не могли вернуть его на Землю. В то же время опыт эксплуатации орбитальных комплексов показал, что грузовой поток имеет тенденцию к нарастанию, особенно по мере освоения и развития космического производства (изготовление материалов, биопрепаратов, лекарств и т.п.), и что ограниченные возможности транспортных средств могут оказаться сдерживающим фактором. В этих условиях использование орбитального корабля "Буран" для обеспечения работы орбитальных комплексов могло бы позволить решить многие насущные задачи. К ним, в частности, относятся транспортирование грузов до 30 т к орбитальной станции и до 20 т обратно на Землю, включая модули и крупные конструкции, обеспечение их переноса на станцию или эвакуации с нее, выполнение в контуре орбитального комплекса монтажных или демонтажных работ с попутной доставкой используемых для этого механизмов. 
Применение орбитального корабля "Буран" в этих целях может открыть новый этап в развитии орбитальных комплексов, являющихся магистральным направлением космонавтики, и способствовать повышению их отдачи в научно-техническом и экономическом плане.

Для орбитального корабля приняты и внедрены перспективные и новые в отечественной космонавтике способы его возвращения на Землю: планирующий спуск в атмосфере и посадка "на крыльях" на аэродром. Этим он принципиально отличается от своих предшественников, для которых используются скользящий (полубаллистический) спуск и вертикальная посадка на парашюте. Применение планирующего спуска привело к необходимости разработки и использования многоразовой тепловой защиты и конструкции, а также обеспечило широкий маневр для выхода в зону аэродрома посадки. 
Для многоразового корабля посадка на аэродром дает существенные преимущества, так как, во-первых, его полет завершается прибытием на свою базу, где развернуто стационарное оборудование для обслуживания, во-вторых, обеспечиваются стабильные условия приземления и, в-третьих, отпадает необходимость организации поиска и эвакуации КК и экипажа. Аналогичные решения приняты для орбитальной ступени системы "Спейс шаттл", однако в отличие от нее орбитальный корабль "Буран" рассчитан и на автоматическую посадку, что позволяет осуществлять не только пилотируемые, но и беспилотные пуски, ставит их в меньшую зависимость от погоды и безусловно является крупным достижением.

Основой конструкции орбитального корабля является его планер, который разрабатывался по двум основным группам требований: с одной стороны, он должен был обеспечивать решение задач спуска и посадки, а с другой стороны, его конструкция должна была быть рассчитана на работу в условиях участка выведения и орбитального полета и, в частности, отвечать требованиям увязки с ракетой-носителем и рациональной компоновки комплекса бортовых систем.