Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

"Энергия" - "Буран", страница: 3 из 7

Иными словами, орбитальный корабль проектировался как составная часть многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) для решения задач космических полетов, но на основе авиационной конструкции, что следовало из требований планирующего спуска и горизонтальной посадки. Для выполнения полета по замкнутому циклу "Земля—орбита—Земля" на нем устанавливались все системы и агрегаты, необходимые для его функционирования в соответствии с задачами полета и с учетом условий, изменяющихся по участкам полета.

Создание орбитального корабля и многоразовой космической системы "Энергия"—"Буран" в целом, включая наземные средства подготовки, проведения пуска и управления полетом, являлось крупномасштабной задачей общегосударственного значения. К ее решению были привлечены большие научно-технические, производственные и строительные силы в масштабах всей страны. Потребовалось организовать их взаимодействие, сконцентрировать усилия и направить на выполнение поставленных задач. Разработка проекта была сопряжена с необходимостью решения крупных научно-технических проблем как в части бортовых систем и конструкций, так и в области наземных средств и сооружений и сопровождалась широкими исследованиями по выбору их параметров и характеристик. 
При создании орбитального корабля, его планера, систем и агрегатов были реализованы новые технические идеи, применены современные элементная база и конструкционные материалы, широко внедрены достижения электронной техники, в том числе бортовые вычислительные машины, создано соответствующее программно-математическое обеспечение, разработаны новые технологические процессы и многое другое, что в совокупности позволило существенно повысить уровень разработки и выполнить предъявляемые к орбитальному кораблю требования.

"Буран" стартовал только один раз - 15 ноября 1988 года в 6.00 по московскому времени с космодрома Байконур в беспилотном режиме.

Полет орбитального корабля "Буран" убедительно показал правильность принятых технических решений, а также организационно-методических основ разработки и создания сложнейшей ракетно-космической системы "Энергия"—"Буран" и продемонстрировал высокий уровень научного и технологического потенциала кооперации предприятий нашей страны, работающих в области космонавтики.

Со времени полета орбитального корабля "Буран" прошло несколько лет. За это время многое изменилось в нашей стране, претерпели изменения и тенденции развития космической техники. Но технические решения, найденные в ходе создания многоразовой системы "Энергия"—"Буран", сохраняют свою значимость, и рассказ о них будет полезен современному читателю — ученым, инженерам, организаторам производства, создателям новых больших систем в космической и других отраслях науки и техники.

Полет орбитального корабля "Буран", выведенного на орбиту ракетой-носителем "Энергия", вызвал множество откликов как у нас в стране, так и за рубежом. Он оценивается как выдающееся достижение отечественной науки и техники. Однако высказываются и другие, часто противоречивые и во многом негативные, мнения относительно целесообразности его создания и возможных направлений дальнейшего использования.

Какими же были основные причинные связи при принятии решения о разработке проекта и что он дал нашей стране? Прежде всего следует сказать о том, что в конце 1970-х и в первой половине 1980-х годов создание МКС "Энергия"-"Буран" стимулировалось появлением американской многоразовой транспортной космической системы "Спейс шаттл", возможностью ее военного применения и связанными с нею планами разработки так называемой стратегической оборонной инициативы (СОИ) в США. Наличие системы "Спейс шаттл" давало некоторым зарубежным политикам и военным деятелям возможность утверждать об отставании Советского Союза в области космоса, строить планы "технологического отрыва" в рамках объявленной в 1983 г. программы СОИ, предусматривающей создание эшелонированной системы ПРО с элементами космического базирования, и индустриального освоения космоса.

В то время военные и политические круги нашей страны стремились к выравниванию положения и к созданию отечественной системы, которая по своим возможностям не уступала бы системе "Спейс шаттл". В связи с этим при разработке многоразовой космической системы (МКС) "Буран" (так изначально называлась система) учитывались как военные аспекты, так и проблемы мирного освоения космоса, в том числе перспективные планы разработки космической техники и необходимость создания задела для будущих крупных космических проектов (развитые орбитальные комплексы, базы на Луне, межпланетные перелеты и т.п.). Для реализации таких проектов важным было предложение НПО "Энергия" о создании в рамках МКС "Буран" мощной ракеты-носителя будущего, на рациональность реализации которой неоднократно и настойчиво обращал внимание академик В. П. Глушко.