Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

"Энергия" - "Буран", страница: 5 из 7

При выполнении грузовых операций один полет ОК "Буран" способен заменить полеты 6...10 транспортных космических кораблей "Прогресс" по доставке грузов на орбитальную станцию и такое же количество космических кораблей для возвращения, т.е. один запуск ОК "Буран" мог бы заменить 15...20 запусков одноразовых КК, стоимость которых почти в два раза выше стоимости одного запуска ОК "Буран".

По предварительным оценкам, использование ОК "Буран" для обслуживания орбитальной станции в течение пяти лет дало бы возможность существенно сократить эксплуатационные расходы и высвободить производственные мощности за счет повторного использования модулей и их бортовых систем.

Еще одной областью возможного применения ОК "Буран" являются сборка и обслуживание больших конструкций, в том числе форменных конструкций орбитальных станций, антенных систем больших радиотелескопов, концентраторов солнечной энергии и т.д., создание многих из которых практически невозможно на Земле.

Орбитальный корабль "Буран" обладает возможностью проводить транспортно-техническое обслуживание космических аппаратов с использованием доставляемого оборудования путем замены и ремонта вышедших из строя агрегатов, что может продлить время активного существования космических аппаратов в 2...2,5 раза и соответственно сократить объем производства.

Для проведения транспортно-технического обслуживания ОК "Буран" оснащен универсальным бортовым комплексом обслуживания полезных грузов, который может быть применен при работах с малыми космическими аппаратами.

Орбитальный корабль "Буран" может также использоваться для возвращения на Землю космических аппаратов и их составных частей. Это направление имеет два аспекта:

  • первый — возвращение экологически опасных космических аппаратов и космических аппаратов, предназначенных для повторного использования,
  • второй — проведение исследований конструкций и материалов после их длительного пребывания в космосе.

В ряде случаев представлялось целесообразным выведение ОК "Буран" космических аппаратов благодаря его возможностям по их обслуживанию и несмотря на высокую удельную стоимость выведения по сравнению с одноразовыми носителями. Это особенно эффективно при доставке на орбиту сложных дорогостоящих космических аппаратов, так как после выведения существует возможность проверить их функционирование, устранить неполадки и обеспечить надежную работу при длительной эксплуатации.

И, наконец, возможно использование ОК "Буран" как самостоятельного космического аппарата с целью проведения в автономном полете исследований и экспериментов, отработки систем перспективных космических комплексов с многократным использованием дорогостоящей исследовательской аппаратуры.

И еще несколько слов о назначении и использовании орбитального корабля "Буран". В печати можно встретить утверждения о том, что США совершили ошибку, приняв решение о разработке многоразовой транспортной космической системы (МТКС) "Спейс шаттл", а СССР в свою очередь, подражая Америке, необоснованно втянулся в космическую гонку. Можно с уверенностью сказать, что и МТКС "Спейс шаттл", и МРКК "Энергия" — "Буран" являются закономерным и необходимым шагом в развитии космических программ с той оговоркой, что они сопоставимы в плане орбитальных операций, но в МРКК "Энергия" — "Буран" предусмотрена возможность эксплуатировать как саму систему, так и отдельно ракету-носитель "Энергия", а МТКС "Спейс шаттл" не имеет такой возможности, поэтому американские специалисты рассматривают создание ее грузового варианта "Шаттл-С".

Что же касается ошибочности программы "Спейс шаттл", то это заблуждение, основанное на некоторых полемических публикациях в американской прессе. Проведено большое количество успешных запусков корабля. Увеличивается количество заказчиков на участие в полетах.