Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

Об истории отечественных исследований пуска ракет из-под воды

Известно, что первые подводные пуски ракет были проведены в России нашим -соотечественником Карлом Андреевичем Шильдером. Связанные с этим событием обстоятельства описаны в ряде публикаций, и в частности, в книгах В. Н. Сокольского «Ракеты на твердом топливе в России» [1] и Г, Ю. Мазинга «Карл Андреевич Шильдер» (серия «Научно-биографическая литература» 12]). Постройка разработанной Шильдером металлической подводной лодки клепаной конструкции была начата в марте и закопчена в мае 1834 г. 
Работы велись в Петербурге на Александровском заводе. Лодка, представлявшая собой удлиненнее тело обтекаемой формы, имела длину около шести метров при наибольшей ширине полтора метра, высоте 1,8 м и водоизмещении 16,4 т. Экипаж состоял из одного унтер-офицера, двенадцати рядовых лейб-гвардии саперного батальона, лейтенанта и четырех нижних чинов Морского гвардейского экипажа.

Вооружение лодки состояло из подводной мины (16 кг дымного пороха) и шести ракет калибром четыре дюйма (102 мм). Ракеты размещались в шести железных трубах, служивших направляющими. Они герметизировались пробками с резиновыми колпачками. Пакету направляющих мог быть придан угол возвышения до 10—12°. Испытания подводной лодки с пуском ракет проводились 29 августа (10 сентября) 1834 г. на р. Неве и 24 июня (6 июля) 1838 г. в районе Кронштадта.

В вышедшей в 1963 г. в ФРГ книге Эрнста Клея и Отто Мерка «Тогда в Пепемюнде» сообщается об экспериментальном пуске пороховых ракет с погруженной подводной лодки [3, с. 92, 105']. Следует отметить, что книга эта выгодно отличается от других зарубежных изданий, освещающих историю ракетной техники (РТ), компетентностью авторов в упомянутой области, а также опорой на текстовые и фотодокументы, множество которых приводится в книге.

В главе «Проекты, проекты...» (рубрика «Из воды в воздух») рассказывается об экспериментальных подводных пусках ракет с подводной лодки класса 1Х6 летом 1942 г. Автором предложения был инженер, работавший в научном центре Пенемюнде, Эрнст Штейнхоф. Эксперименту был обеспечен, как пишут авторы книги, «короткий официальный путь»: свою субмарину для эксперимента предоставил на свой страх и риск ее командир капитан-лейтенант Фриц Штейнхоф, брат пенемюндского инженера.

В Свинемюнде лодку оборудовали установками для пуска пороховых ракет, разработанными В. Дорнбергом и названными поэтому «дорнбергерверфер» («до-верфер»). При испытаниях использовались пороховые ракеты калибром 21 см. Пуски их проводились с лодки, погруженной в воду на 10—15 м, и прошли успешно. Однако информация о подводных пусках ракет была воспринята военно-морским командованием без всякого энтузиазма, и эксперимент дальнейшего развития не получил.

В главе «От континента к континенту» названной книги (рубрика «К чужим берегам на буксире») [4, с. 92, 106] описывается проект пуска уже боевой ракеты А-4 ("Фау-2") со специального плавающего средртва. Как. явствует из совершенно секретного документа от 11 декабря 1944 г. (записки о совещании группы военных промышленников), доктор Дикман сообщил о плане использования подводных лодок для скрытой доставки ракет А-4 к побережью противника.

Данный проект носил кодовое название «Испытательный стенд XII». За этим названием скрывалась следующая программа. Ракета А-4 в специальном контейнере транспортируется подводной лодкой под водой на выбранную у побережья противника позицию для пуска, с которой он и осуществляется. Контейнер представляет собой емкость водоизмещением 500 т. 
Подводная лодка буксирует под водой от одного до трех таких контейнеров и заправляется дизельным топливом, транспортируемым в них: контейнер является хранителем топлива и для ракеты. Прибыв на место старта (300 км от берегов Северной Англии или США), команда подводной лодки переводит контейнер из горизонталь- ного в вертикальное положение (делается это путем заполнения водой балластных отсеков). Затем в верхней части емкости, которая несколько выступает над поверхностью воды, открывается люк, через который в хранилище входит обслуживающий персонал. Ракета проверяется и заправляется топливом. 
Хранилище оборудовано специальными контрольными устройствами и измерительными приборами, оснащено комплектом запасных частей. Электроэнергией хранилище снабжается с подводной лодки, которая находится поблизости. Обслуживающий персонал — два человека — незадолго до старта покидает хранилище и возвращается на подводпую лодку, после чего запускается двигатель ракеты. Она движется но направляющим, а истекающие газы отводятся по специальным путям.