Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

Об истории отечественных исследований пуска ракет из-под воды, страница: 4 из 4

В головную часть мы установили 14-шлейфовый осциллограф, шесть гироскопических датчиков в плоскостях тангажа, рыскания и крена и три датчика перегрузок также в трех направлениях. Электрическая схема управления ракетой первоначально исключала всякую электронику, выглядела примитивно и состояла из нескольких реле, программного механизма и бортовой батареи. Все электрические элементы управления и датчики измерений, кроме осциллографа, применялись ранее смежными организациями и были опробованы ими в условиях полета летательных машин. 
Было не ясно, как осциллограф поведет себя при морской качке и в полете. Но ничего лучшего не предлагалось, а осциллограф подкупал своей портативностью, хорошо вписывался в контур ракеты и не требовал специальной подготовки при его эксплуатации. Впоследствии мы все-таки отказались от «дедушки» и взяли на вооружение систему телеметрического контроля.

Баки для горючего и окислителя перед загрузкой ракеты в шахту заполнялись водой, чем достигалась расчетная масса ракеты и одновременно обеспечивалась прочность оболочек баков при действии на них глубинного давления воды. Хвостовая же часть изделия претерпела значительную переделку. Во-первых, взамен жидкостных РД (ЖРД) установлены шесть ракетных двигателей твердого топлива, во-вторых, в центре между двигателями разместили пустотелую трубуметаллическое гнездо для грузового парашюта. 
Предполагалось, что парашют автоматически раскроется и ракета плавно спустится в воду. Но еще до осуществления первого старта ракеты от варианта с парашютом отказались, заменив его вариантом с тремя РД к отсекающим устройством, т. е. при выходе ракеты из воды лопасти указанного механизма разворачивались и перекрывали сопла работающих двигателей, отсекая горящую струю газов. Происходило торможение ракеты, и она, не набрав высоты, заваливалась. На морском полигоне была оборудована техническая площадка — высокий, в четыре этажа, деревянный, обитый шифером, ангар со съемной крышей и одноэтажной пристройкой. Сооружение, имевшее ворота с выходом на бухту, стояло на обрезе пирса. Все держалось в секрете, и даже часовому, охранявшему этот объект, вход в него воспрещался.

Внутренний объем, как бы сказали сейчас, монтажно-испытательного корпуса делился дощатой перегородкой на две половины: пристройку и высокую коробку. В центре ее возвышался круглый, сварной из стального профиля, столик, жестко вмонтированный в монолит пирса. На плоскости столика крепился болтами хвостовой отсек ракеты, на который устанавливалась ее вертикальная сборка. Конструкция столика и крепежные болты были рассчитаны на удержание ракеты в случае самопроизвольного запуска РД.

Стартовое устройство представляло собой пустотелую металлическую сварную квадратную коробку размером 8х3 м с закрепленными углами и большим сквозным круглым отверстием в центре, которое пронизывало сверху вниз эту коробку и являлось пусковой шахтой высотой около 20 метров. В шахту загружалась ракета (макет). Стенд на плаву буксиром доставлялся на морской полигон. Там пусковой стол сращивался с тросом, проложенным через блок по дну моря к берегу. Перед стартом с помощью лебедки, смонтированной на берегу рядом с блиндажом, трос наматывался на барабан и стенд погружался на нужную глубину.

Подводный старт макета ракеты был согласован с войсковой частью и намечен на 25 декабря 1956 г. К этому времени все предстартовые работы и испытания на технической площадке завершились. Готовое изделие стояло на столике, прикрученное к нему болтами, и ждало загрузки в шахту понтона (стенда).

С немалым трудом макет при помощи крана загрузили в шахту. Морской буксир отвел стенд к бону, указывавшему место нахождения блока, смонтированного на дне под водой. Электрики перешли на понтон, проверили исправность электрических цепей и системы измерений. Катер, забрав электриков, удалился на 300 м.

По сигналу начались затопление понтона и пуск ракеты. Он прошел успешно. Ракета упала в море и затонула недалеко от места старта. Водолазы обнаружили ее на дне и подняли. Макет упал в воду с высоты 150 м и не только не развалился, но и не деформировался. В дальнейшем было проведено еще несколько пусков макетов с затопленного стенда».

В воспоминаниях Карпушко представляет интерес сообщение о подводных пусках макетов ракет с подводной лодки. Для этого к бортам подлодки симметрично с двух сторон приваривали по пусковой шахте. Конечно, при этом ухудшались мореходные качества судна. А подводный корабль в надводном положении с расстояния казался всплывшим со дна моря замком с тремя башенками. Автор воспоминаний пишет, что пуски макетов ракет с оборудованной таким образом подлодки проводились там же, где и со стенда в 1957 г. 
Со стенда и подводной лодки были пущены 10 макетов ракеты. Нажать кнопку первого подводного пуска было поручено Карпушко, что он и сделал. Летом 1957 г. готовились пуски ракет, оснащавшихся ЖРД, была разработана схема управления ими. Но о дальнейших событиях сведений пока выявить не удалось. После реорганизации КБ-10 перестало существовать как самостоятельное подразделение, оно вошло в состав ОКБ НИИ-88, занимавшегося разработкой экспериментальной базы института.

Источник: http://www.cosmoworld.ru/spacehistory/