Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

Проект "Аэлита"

Изучая развитие российской космонавтики, американский энциклопедист Марк Вэйд впервые приоткрыл миру амбициозную советскую программу создания марсианского экспедиционного комплекса. Как сенсацию он поместил в Интернете информацию о готовившемся в 1969 г. пилотируемом полете космонавтов на Марс.

Исходной точкой отсчета в истории "Аэлиты" стал 1969 г., когда выяснилось, что лунная гонка была выиграна американцами. Стараясь на долгие годы загрузить работой ракетно-космическую промышленность США, NASA начало лоббировать финансирование (с бюджетом порядка триллиона долларов) плана проведения марсианской экспедиции, следующей сразу за программой "Apollo". Советским ответом на космические инициативы США стал проект "Аэлита".

В СССР одновременно три КБ во главе с главными конструкторами В.П.Мишиным, М.К.Янгелем и В.Н.Челомеем начали на конкурсной основе проработку проекта пилотируемой экспедиции к Марсу. 
Уже 28 мая 1969 г. В.П.Мишин, преемник С.П.Королева на посту главного конструктора ОКБ-1, утвердил разработку модернизированного носителя Н-1М как модифицированной версии ракеты Н-1. Одновременно ведущий конструктор советских пилотируемых кораблей в ОКБ-1 - К.П.Феоктистов получил задание по подготовке к проекту "Аэлита" уникального межпланетного корабля, в котором должны были быть использованы преимущества повышенной грузоподъемности носителя Н-1М. Данный вариант пилотируемого корабля был назван марсианским экспедиционным комплексом (МЭК).

Челомеевский вариант проекта "Аэлита" опирался на универсальную ракету УР-700. Ракетоноситель разрабатывался в ОКБ-52 еще для лунной программы, но затем его создание было прекращено по финансовым причинам. Основываясь на этой НИОКР, в ОКБ-52 готовились приступить к независимой эскизной проработке экспедиции с облетом Марса при однократном запуске ракетоносителя уже в 1974 г. Старт к Марсу был бы возможен на модифицированной версии ракеты УР-700, названной УР-700М, с выводимой на низкую околоземную орбиту полезной нагрузкой массой 250 тонн. Экипаж из двух космонавтов в марсианском корабле МК-700 провел бы два года в полете к Марсу и затем вернулся бы на Землю в капсуле, разработанной для челомеевского транспортного корабля снабжения (ТКС). Однако предложение Челомея разработать по проекту "Аэлита" огромный универсальный ракетоноситель было сразу отклонено из-за трудностей с финансированием. Лишь при обсуждении технических вариантов межпланетной экспедиции на теоретических занятиях в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина нашлись оптимисты, утверждавшие, что даже ракетоноситель "Протон" в связке с разгонным блоком "Д" и кораблем "Союз 7К-Л1" вполне обеспечит облет Марса при точном определении оптимальных параметров полета самим экипажем. Однако все упиралось в возможности системы обеспечения жизнедеятельности экипажа, ресурсов которой явно не хватало на длительный полет даже одного космонавта. В отряде космонавтов нашелся смельчак, готовый рискнуть жизнью ради прорыва советской пилотируемой космонавтики в межпланетное пространство.

Ради триумфа СССР, так и не слетавший в космос летчик-космонавт, доктор технических наук, ныне профессор и академик Академии космонавтики М.Н.Бурдаев вызвался в одиночку слетать к Марсу на уже испытанном тогда лунном орбитальном корабле "Союз 7К-Л1". В случае аварийной ситуации на обратном пути после облета Марса или при недостаточности ресурсов системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) для успешного возвращения на Землю космонавт готов был даже застрелиться из пистолета, хранящегося в кармане защитного комбинезона скафандра. Но поддержки в ЦПК им. Ю.А.Гагарина такая инициатива не встретила.

Основные требования разработки конкурентного проекта создания МЭК были следующими: экипаж из шести космонавтов посылался к Марсу и возвращался обратно при общей продолжительности после 630 суток. Пребывание на околомарсианской орбите -30 суток. Планировалась высадка трех членов экипажа на Марс на пять суток. Сердцем нового космического корабля должен был стать ракетный двигатель с резервными вспомогательными жидкостными ракетными двигателями. МЭК состоял из следующих функциональных частей:

  • марсианского орбитального корабля (МОК), включающего в себя герметичный отсек для экипажа и основные бортовые системы. От носа до кормы корабля располагались следующие элементы конструкции: приборный отсек; лабораторный отсек; биотехнологический отсек; жилой отсек; салон для экипажа; секция двигателей ориентации;