Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

Проект "Аэлита", страница: 2 из 3

  • марсианского посадочного корабля (МПК) для высадки на поверхность Марса. МПК имел открытый аэродинамический экран сложной, асимметричной конфигурации для аэродинамического торможения. После отделения от МЭК марсианский посадочный корабль отбрасывал стыковочный узел, а после аэродинамического торможения в марсианской атмосфере ЖРД тормозил бы МПК перед мягкой посадкой на поверхность планеты. Внутри зоны аэродинамического экрана размещались цилиндрическая жилая секция, шлюз и переходная секция, а также спускаемый аппарат со сферической кабиной;
  • возвращаемого аппарата (ВА), в котором экипаж должен был приземлиться после обратного полета с Марса, который представлял собой по форме капсулу корабля "Союз". ВА имел бы при гиперзвуковом полете подъемную силу, достаточную, чтобы снизить до минимума перегрузки при возвращении. Он имел основной диаметр 4,35 м, высоту - 3,15 м и основание (в форме линзы) диаметром 6 м;
  • двигательной секции с ядерно-электрической ракетной двигатель-ной установкой (ЯЭРДУ), разработанной в 1966-1970 гг., которая могла использоваться в едином блоке (ЯЭ-1 и ЯЭ-1М) или в многократно воспроизводимых блоках (ЯЭ-2 и ЯЭ-3).

От носа до кормы комплекса все модули располагались в следующем порядке:

1) МПК; 
2) МОК; 
3) АО для стыковки космического корабля "Союз" 7К-Л1 и капсулы ВА, а так же стыковки МПК после старта с Марса;
4) радиационный щит, экранирующий РО от ядерного реактора; 
5) две секции телескопически удлиняющегося термоионного радиатора; 
6) резервуар с топливом для двигателей; 
7) двигательный блок; 
8) си-стема охлаждения жидким литием;
9) сборка ЯЭРДУ из двух блоков ЯЭ-2.

Планировалось, что 150-тонный МЭК будет собран в течение двух запусков носителя Н-1М. Первый запуск вывел бы МОК и МПК на низкую околоземную орбиту, второй - доставил бы ЯЭРДУ на близлежащую орбиту. Далее на околоземной орбите все модули должны были автоматически состыковаться в единый комплекс. Все еще беспилотный МЭК начал бы медленно ускоряющийся полет по спирали от Земли к Марсу. После того как МЭК покинул бы радиационные пояса Земли, ему вдогонку стартовали экипажи, размещенные на борту космических кораблей "Союз 7К-Л1" в связке с разгонным блоком "Д" и ракетоносителем "Протон". 
Космический корабль "Союз 7К-Л1", созданный ранее для программы облета Луны, должен был бы встретиться и состыковаться с МЭК на высокой околоземной орбите. МЭК с экипажем на борту продолжил бы медленно ускоряться, пока не достиг бы требуемой для межпланетного полета второй космической скорости. Экипаж имел бы достаточно времени, чтобы полностью проверить работоспособность системы, и мог бы в любой момент отказаться от межпланетного полета, вернувшись обратно на Землю в спасательном корабле "Союз 7К-Л I" при возникновении любых проблем, задолго до достижения второй космической скорости. 

После выхода на траекторию перелета к Марсу ионные двигатели отключились бы, а ядерный реактор был бы переключен на режим малой мощности, достаточный для энергоснабжения комплекса. После 135 суток межпланетного полета двигатели начали бы снова работать в течение 61 суток, для того чтобы затормозить МЭК и вывести его на высокую околомарсианскую орбиту. Далее еще в течение 24 суток полет по спирали выводил бы МЭК на низкую полярную марсианскую орбиту. После недельного пребывания на орбите Марса три члена экипажа должны были перейти в МПК для высадки на поверхность планеты. Завершив исследование поверхности в течение недели, экипаж стартовал в МПК на марсианскую орбиту, а затем в автоматическом режиме стыковался с МОК. 

После завершения периода орбитальных исследований планеты ионные двигатели МЭК должны были бы повторно разогнать комплекс для его перевода на спираль отлета от Марса. Потребовалось бы 17 суток, чтобы развить скорость, необходимую для схода с марсианской орбиты, и двигатель ускорял бы полет еще в течение 66 суток до тех пор, пока МЭК не перешел бы на траекторию быстрого возвращения к Земле, проходящую между орбитами Венеры и Меркурия. Двигатель был бы еще раз запущен для 17-дневного тормозного маневра в перигелии орбиты, чтобы понизить ско-рость возвращения к Земле. После короткого дрейфа двигатель был бы последний раз включен на ограниченное время на заключительном этапе, чтобы затормозить комплекс до момента отделения капсулы ВА и приземления экипажа с собранными на Марсе образцами.