Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, страница: 2 из 8

С точки зрения базы инновационно-технологического развития всей российской экономики значимость авиационно-космической промышленности невозможно переоценить – настолько велики масштабы и спектр ее научно-технических и технологических достижений и интересов.
  Условия развития авиапромышленности
  Когда по отношению к авиационной промышленности государство проводило последовательную научно-промышленную политику, она находилась на передовых позициях – и в научно-техническом уровне авиастроения, и в масштабах производства. Отрасль была одним из мировых лидеров в разработках и производстве гражданских (первый реактивный и первый сверхзвуковой авиалайнеры — отечественные) и военных самолетов и вертолетов почти всех типов.
  Достижение высоких результатов обеспечивалось действием ряда факторов: отрасль имела централизованную систему управления, пользовалась привилегией приоритетного ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, материально-технического), развивалась по сбалансированным текущим и перспективным планам и целевым программам, внутри отрасли специфическими (не экономическими) методами поддерживалась конкуренция различных научно-конструкторских школ и производств, проводилась научно-техническая политика единых правил, требований, государственных и отраслевых стандартов, норм, систем сертификации и т.д.
  С началом рыночных экономических преобразований, со свертыванием политики широкомасштабной государственной поддержки авиационной промышленности оказалась в глубоком кризисе. Критически важными стали факторы внутреннего спроса и госфинансирования, которые резко упали. 
  Процесс радикальной трансформации социалистической экономики в капиталистическую нуждался в управлении. Демонтаж централизованной системы управления, обеспечивающей бюджетно-финансовую, производственную, социальную стабильность экономики, не был и не мог быть подкреплен созданием в короткие сроки всей системы необходимых и эффективно действующих рыночных институтов, гарантирующих ее устойчивое функционирование на всех уровнях экономики. В результате основные хозяйствующие субъекты (предприятия) оказались в экономической среде, лишенной механизмов их согласованного взаимодействия.
  В этих условиях перед авиационной промышленностью, как и перед оборонно-промышленным комплексом в целом, встал ряд проблем, требующих быстрейшего решения. Одна из таких проблем – отсутствие специалистов по организации сбытовых сетей, маркетингу сложной и достаточно специфической продукции. При ее производстве в централизованной системе управления в этом не было необходимости – формирование госзаказа, его финансирование и распределение являлось исключительной функцией правительства. 
  Другим необходимым условием повышения эффективности отрасли является совершенствование организации, методов и технологии управления. В экономике РФ единый аэрокосмический комплекс пока окончательно не сформировался, если оценивать степень рациональности его организационной и научно-производственной структуры. Исторически авиационная и ракетно-космическая отрасли развивались с точки зрения организационного и научно-технического взаимодействия относительно независимо. 
  После реорганизации системы управления оборонно-промышленного комплекса в 1999 г. был сделан первый шаг к объединению авиационной и ракетно-космической отраслей (Российское авиационно-космическое агентство) в авиационно-ракетно-космический научно-промышленный комплекс экономики. Следует отметить, что организационные и финансовые задачи в этом процессе не единственно трудные. Не менее сложным представляется осуществление единой научно-технической политики. 
  В долгосрочной перспективе подобная реорганизация позволит сформировать новую целостную производственную совокупность, которую по праву можно будет назвать российской аэрокосмической промышленностью. 
  В настоящее время авиастроение в основном существует за счет прошлых научно-технических, конструкторских и технологических заделов, запас которых неуклонно истощается. Хронический недостаток финансовых ресурсов, ограниченных узкими рамками госзаказа и федеральных целевых программ, приводит к затягиванию или приостановке перспективных исследований и разработок. В условиях отсутствия серьезных инвестиций в нововведения все труднее конкурировать с западными корпорациями. 
  Резкое сокращение, а по некоторым направлениям — и полная ликвидация государственного заказа привели к фрагментарному функционированию подотраслей авиационной промышленности.