Последние статьи

Проанализировав лунные породы, которые, как сообщается в журнале Science, были доставлены...
Американские ученые провели компьютерное моделирование, показавшее, что спиралевидная структура...
24 октября 1960 года. Р-16. Байконур. "Первая ракета Р-16, именуемая "изделие 8К64", не покидая...

Многоразовый ускоритель «Байкал»

Многоразовый ускоритель "Байкал" разработан, в первую очередь, для использования в составе отечественных ракет-носителей (РН) семейства "Ангара" в целях повышения их конкурентоспособности на мировом рынке за счет существенного снижения стоимости пуска. Наряду с этим, исследования показали целесообразность применения многоразового ускорителя "Байкал" в составе других отечественных и зарубежных ракетных комплексов - как существующих, так и находящихся в разработке.

Применение многоразовых ускорителей "Байкал" в составе традиционных РН позволяет решить ряд актуальных задач, в том числе:

  •  снизить удельную стоимость выведения полезных нагрузок на орбиту на 25 - 50 %;
  •  полностью или частично ликвидировать зоны отчуждения в районах падения отработавших ступеней РН;
  •  обеспечить всеазимутальность запуска для доставки полезных грузов на орбиты различного наклонения;
  •  использовать изделие в качестве экспериментального аппарата для отработки новых технологий в интересах создания перспективных средств выведения.

Многоразовый ускоритель "Байкал" является уникальным аппаратом, не имеющим аналогов в мировой практике. При его проектировании  максимально учитывался опыт разработки многоразовых авиационно-космических систем "Буран" и МАКС.

Многоразовый ускоритель "Байкал" создан на базе универсального ракетного модуля, спроектированного для РН "Ангара". Он включает маршевый ракетный двигатель, топливные баки для жидкого кислорода и керосина, а также элементы системы управления РН. Для возврата к месту старта и посадки на аэродром многоразовый ускоритель "Байкал" оснащен прямым поворотным крылом, хвостовым оперением, шасси, воздушно-реактивной двигательной установкой (ВРДУ), реактивной системой управления, дополнительным оборудованием.

На этапе выведения крыло сложено вдоль корпуса многоразового ускорителя, а после разделения со второй ступенью оно поворачивается в рабочее положение для автономного полета на этапе возвращения.

Дальность полета многоразового ускорителя "Байкал" с работающей ВРДУ на этапе возвращения составляет 400 - 500 км при расчетном аэродинамическом качестве, равном 8,3.

Многоразовый ускоритель "Байкал" представляет собой самолёт традиционной аэродинамической схемы, фюзеляж которого содержит ракетное топливо для выполнения функции ускорителя при вертикальном старте РН. После выработки этого топлива многоразовый ускоритель "Байкал" отделяется от РН и возвращается на землю с высоты 80 - 100 км при скоростях, соответствующих числам М полёта 5.6 - 9.0, совершает дозвуковой полёт к аэродрому в точке старта или вдоль трассы полёта РН. Посадка на аэродром выполняется также по-самолётному.

Традиционная самолетная аэродинамическая схема многоразового ускорителя "Байкал" была признана наиболее эффективной по сумме показателей, главными из которых являются необходимость интенсивного торможения ускорителя после разделения для минимизации удаления от точки старта и требование высокого аэродинамического качества при дозвуковом полете к аэродрому посадки на этапе возвращения.

Многоразовый ускоритель "Байкал" является универсальной ступенью и может использоваться как в составе РН семейства "Ангара" легкого, среднего и тяжелого классов, так и в составе других ракетных комплексов. Для РН "Ангара" легкого класса используется один многоразовый ускоритель "Байкал", для среднего класса - два, и для тяжелого  -  четыре. При этом один и тот же экземпляр многоразового ускорителя может использоваться в составе РН разных классов.

В то же время многоразовый ускоритель "Байкал" имеет ряд принципиальных особенностей, отличающих его от современных самолётов.

Прежде всего, многоразовый ускоритель "Байкал" - беспилотный летательный аппарат. Он оснащен уникальной автоматической системой управления, обеспечивающей сопровождение полета на всех этапах с момента старта в составе РН до посадки на этапе возвращения. Первый вариант такой системы управления был отработан на орбитальном корабле "Буран".

В отличие от многоразовых разгонных блоков, используемых в составе американской транспортной космической системы "Спейс Шаттл", в конструкции многоразового ускорителя "Байкал", несмотря на высокую скорость входа аппарата в атмосферу, отсутствует традиционное теплозащитное покрытие, что существенно снижает затраты на его эксплуатацию. Такое решение стало возможным благодаря оптимизации параметров движения аппарата в атмосфере, а также подбору конструктивно-силовой схемы и конструкционных материалов для элементов планера.

Несмотря на использование ряда уникальных технических решений, ускоритель имеет минимальную стоимость изготовления и эксплуатации, что делает его создание реальным в условиях дефицита финансовых ресурсов. Значительная часть его систем и агрегатов уже отработана на других изделиях и освоено в производстве. Сюда относятся: сам универсальный ракетный модуль, воздушно-реактивные двигатели, двигатели реактивной системы управления, шасси и др. 

На многоразовый ускоритель "Байкал" получен патент на изобретение в Российской Федерации.